Процесс ламинирования (ламинации) заключается в наложении (припрессовке или прикатке) специальной плёнки на запечатываемый материал. В результате выполнения этой операции готовая полиграфическая продукция приобретает дополнительную выразительность и на протяжении длительного времени сохраняет привлекательный и презентабельный внешний вид. Однако оно не только облагораживает и украшает издания, но и защищает их внешних воздействий, механических повреждений и истирания, предохраняет от различных видов загрязнений.
Ламинирование может быть:
- холодным или горячим;
- одно- и двухсторонним.
При ламинировании используют специальную плёнку (толщиной от 32 мкм до 250 мкм).
Для холодного ламинирования используется плёнка имеющая высокопрозрачную клеевую систему, активизируемую давлением.
Горячее ламинирование проходит под воздействием давления и температуры.
Плёнки для ламинирования бывают:
Глянцевые — отлично передают цвет изображения, его насыщенность и яркость. Световые блики, возникающие на глянцевой поверхности, мешают воспринимать мелкие детали, к примеру, информационный текст.
Матовые — исключают блики, дают возможность без труда делать надписи на поверхности. Эти надписи легко стираются обычным ластиком. Покрытие матовой плёнкой выглядит более респектабельно и как правило требуется для ламинирования визиток и дорогой рекламной продукции.
Текстурированные — например: «Песок», «Холст», «Лён», «Брызги шампанского», «Ткань» используют для декорирования поверхности изображения.
Ламинационная плёнка представляет собой трёхслойный композитный материал, состоящий из:
— полиэстера (полиэтилентерефталат — РЕТ), являющегося основой плёнки и придающего ей жесткость, упругость и определённые защитные свойства;
— полипропилена (РР, BOPP) или полиэтилена (РЕ), делающих поверхность ровной и служащих своеобразным связующим звеном между основой и клеевым слоем;
— поливинилхлорида (ПВХ или PVC) или этиленвинилацетата (EVA), т.е. собственно клея, заполняющего поры бумаги и обладающего адгезивными свойствами.